Образование / «Мы сами формируем "потерянное поколение"»

«Мы сами формируем "потерянное поколение"»

Интервью с Марьяной Безруких, директором Института возрастной физиологии РАО.

Академиком, доктором биологических наук, профессором, лауреатом Премии Президента РФ в области образования, руководителем и автором программы «Ступеньки к школе» объединенной издательской группы «ДРОФА-ВЕНТАНА».

 

— По итогам контрольных работ, проведенных во вторых классах 30 тысяч школ, выяснилось, что почти все дети хорошо ответили на тестовые задания. Однако 70% из них не смогли выполнить более творческое задание: составить предложения из слов, которые им предложили. Ваше мнение: в чем корень этой проблемы?

— Неумение составить предложение — показатель несформированности навыка письма и письменной речи. Фактически — плохое владение родным языком. Это неудивительно, так как исследования нашего института показывают, что к началу обучения в школе от 40 до 60% детей имеют несформированную речь — бедный (очень бедный) словарный запас, неумение грамматически правильно строить предложение, неумение задавать вопросы и отвечать на них. Пересказывая события, мультфильмы, сказки, дети используют не развернутые предложения, а отдельные слова и междометия. Разумеется, в стандарте выделены задачи развития и устной и письменной речи, но то, как это реализуется, дает тот результат, который мы имеем.

— Можно ли эти проблемы объяснить особенностями целого поколения? Неспособностью этих детей сосредоточиться? Дефицитом родительского внимания? Постоянной погруженностью в гаджеты?

— Точно, это не проблема поколения, то есть детей. Это проблема образования. Той системы, которая плохо учитывает возрастные особенности формирования сложнейших базовых навыков — письма и чтения. Форсирование темпа обучения, недостаточный учет индивидуальных особенностей развития детей, а сегодня в связи с инклюзией ситуация становится еще сложнее, общая интенсификация учебного процесса становится препятствием для эффективного формирования навыков письма и чтения. О чем говорить, если детей не учат читать «про себя», их учат, от них требуют артикулированное чтение вслух, а потом они как-то должны научиться читать «про себя», но артикуляция и проговаривание сохраняются, что тормозит увеличение скорости чтения. А объем растет. Что касается погруженности в гаджеты, то это не причина несформированности навыка письма и чтения. Это скорее фактор отвлечения внимания, но мы могли бы использовать интерес к гаджетам. Больше того, я убеждена, что нужно срочно, промедление здесь недопустимо, разработать технологию обучения письму с использованием клавиатуры. Мы должны быть готовы к тому, что не будет необходимости писать ручкой.

— А как же мнение о том, что письмо ручкой развивает мозг?

— Уверяю вас, что письмо с использованием клавиатуры еще более сложная задача для мозга, не менее, чем письмо ручкой, способствует развитию всех функций и развитию мозга.

— Насколько серьезно эти ученики разных возрастов отличаются от своих сверстников двадцать лет назад? Иногда родителям и учителям говорят, что различия настолько серьезны, что это уже, мол, «потерянное поколение». Что об этом говорят научные исследования?

— В нашем институте в течение 60 лет ведутся исследования функционального развития, состояния здоровья, режима, нагрузки детей разного возраста. Мы изучаем функциональное развитие мозга и познавательной деятельности, особенности интеллектуального развития и трудности в обучении, адаптацию детей к разным видам нагрузок, факторы риска, оказывающие влияние на развитие и здоровье детей, поэтому можем сравнить сегодняшних дошкольников и школьников с их сверстниками 20 и даже 40-летней давности. Главный вывод, который можно сделать, — темпы физиологического и психофизиологического развития современных детей не изменились, и по-прежнему очень велики индивидуальные различия, то есть дети одного возраста сильно различаются по развитию и по адаптивным возможностям. Разумеется, изменение социокультурной ситуации развития влияет на некоторые характеристики, но это скорее психологические и социокультурные особенности, а развитие мозга, познавательная деятельность и физиологический ресурс организма детей существенно не изменился. В то же время нагрузки растут, интенсификация учебного процесса растет, требования растут. И мы сами формируем «потерянное поколение» из-за неадекватных требований и педагогов, и родителей.

— Способны ли оздоровить ситуацию только изменения в содержании стандарта, о которых говорит министр? Или необходим комплекс мер, который обеспечит выполнение этого содержания? Тогда какие меры кажутся вам наиболее важными?

— Мне сложно ответить на этот вопрос, так как не знаю, какова концепция «наполнения» стандарта. Мне кажется, что вопрос заключается не только в том, «чему учить», но и в том «как», учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей. «Содержание образования» остается практически неизменным (с небольшими вариациями) последние 50 лет. А вот «как» — сегодня педагоги решают по своему усмотрению, «творчески» подходя к вопросу. Однако творчество хорошо, когда есть глубокая профессиональная основа, понимание и знание принципов и технологий обучения. Это самый большой пробел в компетенциях педагогов, поэтому я довольно часто сталкиваюсь с совершенно неадекватными методиками и технологиями обучения. Приведу один пример: недавно увидела «методику» обучения письму, в которой дети должны были писать буквы «вверх ногами». На вопрос: «Зачем?» учительница, пожав плечами, ответила:  «Так интереснее». А в нашем консультативном центре сегодня поток из5—6-классников с проблемами письма, в том числе они не помнят, как пишутся буквы. О каком навыке при этом может идти речь, о какой письменной речи?

— По ФГОС начального образования родители должны участвовать в образовании своих детей. Это большое достижение, хотя формы их реального участия зачастую выглядят неопределенно. Что бы вы посоветовали родителям? Чего этим детям не хватает в семье?

— Участие родителей — очередная «фишка» последних лет, которую школа поняла специфически, фактически переложив ответственность за результаты обучения на родителей. И поэтому у нас сегодня репетиторы занимаются с учащимися начальных классов. Это не единичные случаи, это система, которая набирает популярность. Рынок этих услуг, конечно, будет расти, если педагог говорит родителям, что ребенок «не справляется» и помочь может только репетитор. Почитайте форумы родителей — они делятся опытом подготовки «проектов» (сегодня это можно даже в детском саду), изготовления поделок, написания эссе и т. п. Они стараются, волнуются, переживают из-за плохих оценок…

Неужели педагог, дающий подобные задания, не понимает, что ребенок не может его выполнить? Кого при этом мы обманываем? Вопрос не риторический, а сущностный. Если педагог начальной школы не может научить ребенка читать, писать и считать (а именно этим занимаются репетиторы в начальной школе), тогда вопросы не к ребенку и не к родителям, а к профессиональной квалификации педагога.

На вопрос, чего детям не хватает в семье, ответить просто — я больше 30 лет консультирую детей со школьными проблемами. Им не хватает понимания и поддержки. Жесткое давление, насилие, в том числе физическое, не редкость. И, как показали наши исследования, причины конфликтов — школьные проблемы. Так замыкается круг, который можно разорвать, только повышая квалификацию педагогов и просвещая родителей. Это должны быть не разовые акции или лекции, а системная, последовательная работа.

— Прислушиваются ли к вашему мнению разработчики стандартов, методик, учебников?

— Нас внимательно слушают, почти всегда соглашаются, но учитывают ли? Скорее нет, чем да. Например, почти 30 лет мы доказывали пагубность, несоответствие функциональным возможностям ребенка навык безотрывного письма и скоростного чтения. В современном стандарте этих требований нет, но есть методисты, которые и сегодня проверяют скорость чтения «с секундомером в руках». Как многие непродуманные новации Минобрнауки, они постепенно сходят на нет, но официально их никто не отменяет.

«По требованию российского законодательства, комментарии проходят модерацию. Мы удаляем сообщения, содержащие мат, сниженную лексику и оскорбления, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Не допускаются сообщения, призывающие к межнациональной и социальной розни.Также в комментариях мы не публикуем чужие авторские тексты»

актуально

Природа

Лосенок родился

«Я вышел на старую делянку. Время сделало свое дело: на месте, где когда-то росли осины, поднялись молодой осинник и небольшие островки орешника. Собирая грибы, услышал треск поваленного кустарника. Собирался окликнуть, уверенный, что рядом кто-то из нашей команды, но треск прекратился и наступила тишина. Затем этот звук повторился. Я стал осторожно осматриваться и заметил крупное животное. Мне посчастливилось увидеть в дикой природе таинство рождения новой жизни!»

Природа

Коромысла не поют, а с комарами борются

Стрекозы – очень древние насекомые. Ученые установили, что еще 300 миллионов лет назад, в каменноугольный период палеозойской эры, летали гиганты с размахом крыльев до 60 и более сантиметров

Отдых

Карась-привереда

В нашей местности многие рыбаки-любители в летнюю пору любят бывать на водоемах, охотясь за карасем. Эта медлительная рыба предпочитает тихие места - старицы, озера, пруды с илистым дном и обилием растительности. Питается почти всем, что находит, но в одночасье может отказаться и от одного, и от второго, и от третьего. Приведу случай из своей рыбацкой практики.

Шок!

Жизнь за ЕГЭ

13 июня в поселке Жанатан Кувандыкского городского округа свела счеты с жизнью выпускница, и произошло это ровно в тот день, когда выяснилось, что у нее, единственной в районе, неуд на ЕГЭ по математике базового уровня. Следственные органы сейчас пытаются установить, стала ли эта оценка причиной суицида.

Спорт

Первая чистая победа

Оренбуржец Габил Мамедов удачно стартовал на чемпионате Европы по боксу, открывшемся в Харькове в минувшую пятницу.

Власть

Доходы счет любят

На очередном заседании Оренбургского городского совета, прошедшем 19 июня, одним из главных вопросов стало назначение дополнительных выборов по избирательным округам № 4 и 16.