Медицина / По тесным коридорам к узким специалистам

По тесным коридорам к узким специалистам

Хождение по мукам – так характеризуют оренбуржцы рядовой визит в поликлинику.

Евгения БОГДАНОВА

Фото Галины ФОМИНОЙ

Сначала в регистратуре тебе нахамят, потом еще попробуй к врачу записаться, затем постой в душной очереди - и здесь без конфликтов не обходится. И лишь через несколько часов униженный и оскорбленный пациент выползает из медучреждения… Но забрезжила надежда, что все эти страшные картинки останутся в прошлом и мы дождемся-таки качественно нового уровня медицинского обслуживания.

Побоище в очереди

Шел второй час в очереди к педиатру... В детскую поликлинику № 8, что на улице Кольцевой Оренбурга, я привела полуторагодовалого сына на плановый осмотр. Записаны мы были на одно время, но «живая очередь» определила нам другое: грудничков, детей с ограниченными возможностями – конечно, пропусти, «мы тут с утра стоим!» - лучше пропусти, дело обычное. Время тянулось, у утомленных ребятишек начиналась массовая истерика, напряжение росло... «Позвольте пройти, я за справкой», - обратилась женщина к зафиксировавшейся в дверях мамаше. «Все так говорят, чтобы не ждать! Этот фокус не пройдет!», - ответила та. В общем, слово за слово, трехэтажный мат, и вцепились женщины друг в друга, как две разъяренные львицы! Совершенно забыв, что кругом дети... Тут уж сдали нервы и у нашего, обычно спокойного, участкового педиатра: «Если так продолжится дальше, буду принимать только тех, кто записывался!» Чисто по-человечески стало жаль врача, которая, казалось, держалась из последних сил. Когда мы вошли в кабинет, доктор объяснила, что вынуждена работать в таком режиме: «Педиатров не хватает, один в отпуске, на мне несколько участков. Разве я могу одного ребенка принять, а другому отказать?»

Но, как говорится, у каждого своя правда. Негодующие родители были исполнены намерением жаловаться во всевозможные инстанции: мол, смотрите, до чего людей довели…

Самые больные места

Огромные очереди, узких специалистов не хватает, записаться на прием сложно – вот самые распространенные претензии оренбуржцев. Об этом говорят активисты проекта Общероссийского народного фронта (ОНФ) «Народная оценка качества», на сайт которого поступает немало подобных обращений. Эксперты проанализировали все жалобы, и федеральный координатор проекта Виктор Рожков вместе с журналистами в минувшую среду организовал рейд по самым проблемным адресам. Это поликлиники на улицах Просторной, 14, Салмышской, 13, Гагарина, 23, и Зауральной, 2.

Практически в каждой мы столкнулись с одинаковыми проблемами. Очереди были везде, в основном в кабинет забора крови. Как считает координатор, это связано с тем, что не производится разброс пациентов по времени. Но талоны вопрос не решат, если в кабинете будет сидеть единственный медработник. Пациенты одной из поликлиник отметили, что с недавних пор забор крови стали осуществлять две медсестры, поэтому долго ждать не приходится.

Нехватка узких специалистов – одно из самых больных мест здравоохранения. К примеру, в детской поликлинике на улице Просторной кардиолог ушел на пять недель в отпуск. Но маленькие пациенты не могут ждать. В таких случаях поликлиника заключает договор со специалистами из других медучреждений. Конечно, это опять очереди, потому что желающих попасть на прием много, а записываться бог знает на какое число никто не хочет или попросту не может. Одна проблема породила другую. А врачей мало, потому что не все желают после обучения идти работать в поликлинику - зарплаты не привлекают. И вопреки расхожему мнению, от дополнительной нагрузки кошелек у медиков ненамного толще становится. Взять хотя бы нашего педиатра. По словам заведующей поликлиникой № 8 Натальи Гольтяпиной, за то, что врач тянула на себе два участка, зарплату она получила не в два раза, а на две тысячи больше... Да и в принципе залогом хорошей зарплаты не должна быть дополнительная нагрузка.

Дышать стало легче

Но забрезжил свет в конце тоннеля. После рейда состоялся «круглый стол», на котором министр здравоохранения области Галина Зольникова поделилась радостными цифрами. В этом году впервые сразу 180 выпускников медакадемии пошли работать в первичное звено - 71 участковый терапевт, 59 педиатров и т. д. Через три года они смогут претендовать на узкую специализацию, а качественно нового обслуживания, по словам министра, ждем уже через год. Кто-то уже дождался. В детскую поликлинику № 8 Оренбурга пришли два молодых педиатра - и дышать стало заметно легче, прежних очередей уже нет.

Участники рейда обратили внимание на отсутствие ремонта в некоторых поликлиниках. Один из экспертов заметил, что всем медучреждениям выделяется одинаковое количество средств из госбюджета, но где-то, как говорится, любо-дорого посмотреть, а куда-то зайти страшно. Все, мол, от главврача зависит. Но не все главврачи с этим согласились. У кого-то одноэтажное здание, а у другого – четыре этажа плюс подвал. А кусочек всем одинаковый обломился. Поэтому многие поликлиники проводят ремонты с привлечением спонсорских средств и собственных, вырученных за счет оказания платных медицинских услуг.

Четыре с минусом

Помимо проблем, которые так или иначе упираются в финансовую сферу, было много и чисто организационных вопросов. К примеру, в некоторых поликлиниках, по словам пациентов, открыли регистратуры, избавили их от этих маленьких унизительных окошечек аккурат перед проверкой (видимо, главврачи все-таки знали о «внезапном» рейде). В медучреждении на улице Зауральной панель терминала выдачи талонов вдруг «потеряла чувствительность», и сотрудница поликлиники при виде журналистов судорожно пыталась ее вернуть... Бахилы, кулеры с водой должны быть всегда, а не появляться в день проверки и исчезать после. Такой проблемы, как «сложно записаться на прием», вообще быть не должно. Запись сегодня ведется и через Сеть, но не каждому такой способ подходит, некоторым удобнее по старинке – через регистратуру. И тут не все слава богу! Виктор Рожков на протяжении десяти минут набирал номер регистратуры поликлиники на Салмышской, но так и не дозвонился. Многие поликлиники областного центра с этой ситуацией справились - прикрепились к колл-центрам на базе больниц.

В общем, по итогам рейда федеральный координатор особого шока не испытал. Он признался, что в медицине абсолютный дилетант и проверял поликлиники чисто с точки зрения пациента. Как пациент и поставил нам оценку, хотя и довольно условную, - «между тройкой и четверкой».

Регистраторов обучат этикету

А вот культуре общения, поведения в наших поликлиниках можно смело ставить «два». Если говорить начистоту, меня как пациента совершенно не волнует, новые ли будут стоять стулья в кабинете врача или старые. Я готова сидеть в очереди, коли уж кадров не хватает, и способ записаться на прием я тоже найду. Но... Неспроста же в народе анекдот гуляет: ты можешь иметь какой угодно чин - в регистратуре поликлиники тебе быстро дадут понять, что ты есть никто и звать тебя никак.

Я хорошо помню, когда сотрудница регистратуры сразу обратила на меня внимание, выслушала, спокойно все объяснила и даже улыбнулась. В тот день еще, кажется, снег выпал, в августе дело было... Это шутка, конечно, но, я думаю, читатель согласится, что чаще бывает как в анекдоте.

Впрочем, региональное министерство взялось за решение этой проблемы. По словам Галины Зольниковой, в этом году 600 работников регистратуры прошли очные курсы повышения квалификации – по конфликтологии, этикету, маршрутизации. Кроме того, региональный Фонд ОМС пригласил эксперта, который будет обучать специалистов стрессоустойчивости. Если сотрудник просто «выгорает», в таком случае встанет вопрос о его дальнейшей работе.

А кто обучит этикету пациентов? Какое министерство? Буквально на днях заведующая той самой поликлиникой № 8 рассказала мне, как ей пришлось грудью защищать педиатра от разъяренного папаши, который требовал принять его сына срочно и без лишних разговоров. Так не положено, занимайте очередь, а если боли сильные и резкие – вызывайте «скорую», объясняли врачи. Но мужчина в ответ полез с кулаками. А вспомните тех женщин, которые устроили побоище в очереди… Бывали случаи, когда недовольные пациенты врывались в кабинеты главврачей и избивали их, а покрыть матом доктора – это вообще «святое»!

Мы требуем, чтобы нам создавали комфортные условия в поликлиниках, чтобы у врачей к нам было бережное отношение. Но тогда давайте будем требовательны и к себе. Глядишь, поводов для жалоб станет меньше.

 

«По требованию российского законодательства, комментарии проходят модерацию. Мы удаляем сообщения, содержащие мат, сниженную лексику и оскорбления, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Не допускаются сообщения, призывающие к межнациональной и социальной розни.Также в комментариях мы не публикуем чужие авторские тексты»

актуально

Проект

Южуралмаш реализует крупнейший проект в рамках модернизации металлургического завода на Кубе

МК «ОРМЕТО-ЮУМЗ» (входит в состав управляющей компании «РэйлТрансХолдинг») заключил крупный контракт на поставку уникального комплекса оборудования с кубинской промышленной группой GESIME.

Здоровье

Он видит жизнь на слух

«Что ни говори, а незрячие зачастую воспринимаются нашим обществом как люди второго сорта, которые на ступеньку ниже остальных»